СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Национальный университет «Одесская морская академия»

Национальный университет «Одесская морская академия»

СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Укр Рус

История факультета

Тренажеры и Лаборатории

Образовательная программа подготовки бакалавра

Образовательная программа подготовки специалиста

Образовательная программа подготовки магистра

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФАКУЛЬТЕТА

Судомеханический факультет был создан в 1944 году в составе четырех факультетов Одесского высшего мореходного училища.

В первые годы факультет возглавил Всеволод Константинович Лысенко - крупный специалист морского флота. За время его руководства факультет стал одним из лучших в училище, награждался переходящим призом - бюстом адмирала С. О. Макарова. Занимая должность начальника факультета, В. К. Лысенко одновременно вел преподавательскую работу на кафедре "Судовые паросиловые установки", доцентом которой он стал в начале 1946 года. Отличный организатор, талантливый ученый, эрудированный полиглот - таким он остался в памяти людей, знавших его.

В 1950 году, после защиты кандидатской диссертации, В.К. Лысенко одновременно был назначен заместителем начальника училища по научно-учебной работе и одновременно начальником кафедры. Обладая исследовательским талантом, Всеволод Константинович разработал курс "Судовые паровые котлы", который читал 30 лет, и курс "Эксплуатация судовых силовых установок". По этим курсам им написаны учебники (в соавторстве), выдержавшие по два издания. Сегодня эксплуатацию судовых силовых установок курсанты изучают по новому учебнику, написанному учеником и последователем В. К. Лысенко профессором В. П. Мануиловым.

Многие годы В. К. Лысенко возглавлял судомеханическую секцию методической комиссии Управления учебных заведений ММФ, которая решала практические вопросы морского образования. Результаты этой работы ощутимы и сегодня.

В. К. Лысенко обладал действительно колоссальными знаниями во многих областях науки, техники и культуры. В своих анкетах он скромно писал: "Владею английским, французским и немецким языками". Но его ученики помнят, что в период пребывания за границей в качестве руководителя практики курсантов или при встрече с членами различных делегаций, посещавших училище, он уверенно пользовался также итальянским, греческим, польским и хорватским языками.

За заслуги в области морского образования, подготовки кадров и эксплуатации судовых энергетических установок В. К. Лысенко был отмечен государственными наградами - орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, медалями, нагрудным знаком "Отличник морского флота", грамотами ММФ, именными золотыми часами от Министерства МФ CCCР.

С 1950 по 1958 год факультетом руководил профессор В. В. Завиша. Административную деятельность он совмещал с учебной и воспитательной работой. Многие выпускники первых наборов с гордостью вспоминают, что обучались в "мореходке" при нем.

В 1940-1950-е годы на факультете преподавался специальный цикл, включающий пятнадцать дисциплин, куда входили устройство и теория корабля, энциклопедия судовых силовых установок, судовые паровые котлы, судовые паровые машины, судовые паровые турбины, судовые двигатели внутреннего сгорания, судовые вспомогательные механизмы и системы, техническая эксплуатация судовых силовых установок, судовые холодильные установки, судовые движители, электрооборудование судов, организация и технология судоремонта, экономика морского транспорта и организация перевозок, противопожарная техника, техника безопасности и ПВО, военно-морские дисциплины.

Прохождение практики на факультете в период его становления и развития обеспечивалось в мастерских, на паровых и дизельных судах, на кораблях Военно-Морского Флота, учебно-производственных судах, на судах ЧМП и Азовского пароходства, а также судах, обслуживающих Крайний Север СССР.

В разные годы факультет возглавляли видные ученые морской отрасли: В. Ф. Коваленко (1958 - 1959), И.В. Макликов (1960 - 1963), В.И. Самсонов (1963 - 1971, 1976 - 1997), В.И. Ланчуковский (1971 - 1974), Н.И. Худов (1974 - 1976). Гордостью не только судомеханического факультета, но и всей академии, ее фундаментом остается организаторская работа этих талантливых руководителей, созданные ими за многие годы научные школы и научно-педагогические традиции.

Двадцать девять лет - таков общий срок руководства факультетом профессора Владимира Ивановича Самсонова, выпускника ОВИМУ 1951 года, одаренного ученого, педагога и организатора. Он прошел путь от курсанта, аспиранта, преподавателя до начальника факультета, посвятив свой исследовательский талант, профессионализм преподавателя и руководителя академии и факультету. В академии, в стенах родного факультета прошли и последние часы его жизни - 29 мая 1997 года В. И. Самсонов закончил занятия и скончался в своем кабинете.

Его плодотворная деятельность получила заслуженное признание. В. И. Самсонову присвоены звания "Заслуженный работник народного образования Украины", "Заслуженный работник высшей школы Украины". Среди его наград - медаль "Ветеран труда", знак "Почетный работник Морского флота".

Особо значимые научные исследования на факультете проводились под руководством профессоров В. В. Завиши (60-70-е годы),В. М. Харина (70-80-е годы), А. С. Пилюгина (80-90-е годы). Их результаты всегда отличались высоким экономическим эффектом и подтверждали глубокий научный потенциал ученых судомеханического факультета. За 60-летнюю историю факультет прошел несколько этапов становления. Наряду с основной специальностью "Эксплуатация судовых энергетических установок" в 1960-е годы началась подготовка инженеров-механиков для автоматизированных судов. С 1991 года специальность факультета "Эксплуатация судовых энергетических установок" включена в направление подготовки специалистов с выcшим образованием "Судовождение и энергетика судов". В 1996 году специальность была аккредитована Лондонским институтом морских инженеров как соответствующая высшей категории "Chartered Engineer".

С 1997 года факультет возглавляет выпускник академии инициативный руководитель, профессионал высокого уровня, профессор Михаил Александрович Колегаев. Декан факультета и его заместители - Б. А. Павленко, В. П. Кардаш, Ю. А. Литвинов плодотворно занимаются развитием факультета, расширяя его образовательные возможности, научный потенциал, укрепляя материально-техническую базу.

Судомеханический факультет сегодня - это учебно-научно-воспитательный комплекс, способный решать любые вопросы профессиональной подготовки судовых инженеров-механиков высокой квалификации, чей уровень отвечает мировым требованиям. В настоящее время на факультете получают высшее инженерное морское образование более 500 курсантов.

Подготовка специалистов на факультете осуществляется на современном лабораторно-тренажерном оборудовании - в лабораториях ДЕУ, СХУ, СВУ, в четырех центрах - графической и технической подготовки "Графика", "Технология", информативно-консультативном центре "Энергетика" и Центре выживания в экстремальных условиях на море. Используется реальное судовое оборудование, локальные системы управления, компьютерные системы. Все это позволяет обеспечить выполнение государственных требований по подготовке специалистов высокого класса и требований IMO.

На факультете работает квалифицированный профессорско-преподавательский коллектив: 60 преподавателей - 17 профессоров, 8 докторов наук, 43 доцента, 41 кандидат наук; 28 инженеров, учебно-вспомогательный персонал.

В соответствии с учебными программами на факультете преподается более 80 дисциплин.

Учебная и научная деятельность факультета проводится кафедрами: "Судовые энергетические установки", "Судовые холодильные и вспомогательные установки", "Техническая эксплуатация флота", "Судовая теплоэнергетика", "Безопасность жизнедеятельности","Английский язык в судовой энергетике", "Технология материалов и судоремонт", "Инженерная и компьютерная графика", "Теоретическая механика".

Важнейшей частью процесса подготовки специалистов морского флота является производственная практика, во время которой курсанты приобретают навыки и опыт работы в машинном отделении. Для курсантов факультета предусмотрены: технологическая практика, проходящая в мастерских и позволяющая освоить работы по сварке, на металлорежущих станках и приобрести навыки слесарной и токарной работы; учебная, дающая возможность изучить устройство судна и получить навыки выполнения судовых работ; две плавательные, во время которых курсанты учатся выполнять операции по эксплуатации и профилактическому ремонту энергетической установки, приобретают навыки несения вахт. Особое внимание уделяется преддипломной практике, предусматривающей подготовку материалов для дипломного проектирования либо для разработки магистрской работы. Именно практика обеспечивает приобретение практического и организационного опыта по технической эксплуатации и ремонту судовых энергетических установок и управлению рабочими процессами.

Выпускники судомеханического факультета получают дипломы бакалавра, специалиста и магистра, что дает им право занимать должности в машинной команде от вахтенного до старшего механика на судах без ограничения мощности главной силовой установки, а также руководящие должности предприятий отрасли, береговых энергетических комплексов, проектных и научно-исследовательских организаций.

Факультет может гордиться своими выпускниками - основой плавательного состава морфлота страны. Общее число специалистов, подготовленных факультетом за 60 лет, превышает 7 тысяч. Выпускники академии работают во всех крупнейших пароходствах: Дальневосточном, Балтийском, Дунайском, Черноморском, Азовском.

Инженеры-судомеханики возглавляли пароходства, работали в Министерстве морского флота, достойно представляли работу министерства за границей, были талантливыми организаторами деятельности в МИДе, в различных НИИ и других государственных учреждениях и организациях.

В Министерстве морского флота СССР paботали: В. Первов - председатель В/О "Мортехсудоремпром" ММФ; В. М. Старостин - начальник отдела заказов постройки судов за границей ММФ; Г. А. Тиганов - главный инженер Дальстроя ММФ; С. И. Фомин - начальник В/О "Мортехснаб" ММФ; А. Г. Хоров - начальник БРИЗа ММФ.

В разные годы в УУЗе ММФ работали М. Ш. Кардашев, И. В. Беляев; в НИИ - В. Н. Афанащенко, В. В. Афиногенов, И. Ф. Марченко, П. В. Щербаков, В. И. Тусеев.

В Регистре СССР представляли факультет выпускники Р. А. Белик, Н. Н. Кобяков, В. Привалов, В. Твердохлеб, Е. Хоперский, В. Шершенович, В.В. Юрлов. В 2002 году Украинский регистр возглавил выпускник факультета В. В. Севрюков.

Судомеханическим факультетом подготовлены кадры для учебных заведений системы морского образования. Многие из выпускников возглавили факультеты и морские училища. В течение 26 лет выпускник первого набора профессор В.М. Залетов был начальником ОВИМУ, а затем ректором ОГМА.

Профессор, к.т.н. В.Ф. Горбунов руководил Одесским мореходным училищем рыбной промышленности, Б.Н. Иванов - Херсонским мореходным училищем; А.К. Зубенко - Холмским мореходным училищем.

В.И. Капустин, В. Родкин, А.П. Угрюмов, Н. Зимин, А. Н. Рагулин возглавляли крупные промышленные предприятия. Главные инженерные должности в пароходствах, управлениях портов, судоремонтных заводов, конструкторских бюро занимали А. 3. Бондарев,В. Н. Афанащенко, В. Ф. Горбунов, И. И. Орловский, Я. Пиастро, В. Понятовский, В.И.Соколов, В. Степкин, А. Савин, А. Г. Сербин, В. Г. Столбов, А. В. Шануро, В. Якименко.

В министерствах и государственных учреждениях работали Г. А. Миюсов (министр мелиорации Чувашской АССР), Ю. М. Шевченко (зам. начальника главка Государственного комитета по науке и технике СССР, начальник БНТИ Министерства сельского хозяйства УССР), зам. министра транспорта В. В. Севрюков.

Факультет представлен и в пароходствах. С. В. Камышев работал начальником Сахалинского морского пароходства. Профком Черноморского пароходства возглавлял А. Тананыхин, председателем профкома Азовского морского пароходства был А. Зайко.

Часть выпускников - сотрудники представительства морского флота за границей: В. В. Бочаров, Ф. С. Винаков, В. К. Опарин, О. А. Поражинский.

В органах безопасности служили полковники Д. П. Козлов и А. А. Литвинов, подполковник Г. В. Орлов.

Значительный вклад в развитие alma mater внесли выпускники факультета: проректоры - профессор В. А. Грехов, профессор В. И. Ланчуковский, И. И. Фрасинюк; деканы судомеханического факультета - доцент Н. И. Худов, профессор В. И. Самсонов, профессор М. А. Колегаев; деканы других факультетов академии - профессор А. В. Козьминых (факультет автоматики), профессор В. П. Шевяков (заочный факультет); доценты Л. П. Данилов, Е. Л. Лалетин (заместители деканов). Кафедры академии возглавляли ее выпускники: профессора Н. Ф. Гречко, Б. Г. Декин, В. Н. Калугин, А. И. Коханский, А. И. Седор, А. А. Фока, И. И. Черныш и др.

Свыше двадцати выпускников факультета награждены высокими государственными и отраслевыми наградами. Ю. 3. Вахрамеев - лауреат Государственной премии. О. Г. Пашнин удостоен звания Героя Социалистического Труда. А. М. Кочетков награжден орденом Ленина; С. В. Камышев - орденом Трудового Красного Знамени (дважды), орденом Дружбы народов, орденом "Знак Почета" и знаком "Почетный работник ММФ"; К. Д. Меньшиков, А.К. Ноздрюхин, А.В. Сундуков - орденом Трудового Красного Знамени; Р.A. Белик, А 3. Бондарев, Ю. 3. Вахрамеев, А. А. Завьялов, В. Д. Косов, А. П. Угрюмов, В. Н. Афанащенко, О. А. Поражинский - орденом "Знак Почета". Орденами "Знак Почета", Трудового Красного Знамени, "За заслуги перед Отечеством" III степени награжден В. М. Залетов. Е. Чистяков - медалью "За трудовое отличие".

А. П. Волошин, В. М. Харин, В. Т. Писклов, Н. Ф. Гречко, В. И. Самсонов, Б. Н. Иванов награждены знаком "Почетный работник ММФ". Ими по праву гордятся факультет и академия.

Важное место в работе факультета занимает подготовка научных кадров. За время деятельности факультетом подготовлено более 220 кандидатов и докторов технических наук, более 50 магистров.

Значительна роль преподавателей факультета в подготовке учебной и справочной литературы отрасли. За последние 45 лет учеными факультета написано 18 фундаментальных учебников, 3 справочника для судовых механиков, большое количество научной и учебно-методической литературы.

Успешному решению задач подготовки инженеров-судомехаников способствует научно-исследовательская и конструкторская работа кафедр факультета, результаты которой нашли воплощение в машинах и устройствах, используемых на судах морского флота и в целом в морской отрасли.

Достойный 60-летний путь судомеханического факультета свидетельствует о плодотворной работе коллектива по формированию специалистов, способных творчески решать разносторонние задачи по технической эксплуатации флота.

Кафедра технической эксплуатации флота

Кафедра технической эксплуатации флота (ТЭФ) создана на основании приказа ректора № 158 от 3 июля 2002 года. Основной целью создания кафедры явилась необходимость в повышении качества обучения курсантов, а также выполнений требований Международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (Конвенция ПДНВ 78/95). В июле 2002 года первым заведующим кафедры ТЭФ Ученым советом академии избран и назначен приказом ректора профессор Голиков Александр Антонович, который работает в этой должности по настоящее время.

Учебные дисциплины, читаемые на кафедре, базируются на ранее изученных курсантами общеинженерных и специальных дисциплинах и охватывают все направления по технической эксплуатации флота:

Тренажерный центр "Судовая Энергетика"

В центре проходят обучение курсанты 3 – 5 курсов при подготовке на уровнях бакалавр, специалист и магистр дисциплинам судовые котельные установки, судовые турбинные установки, судовые двигатели внутреннего сгорания, судовые дизельные установки, судовые вспомогательные установки, техническая эксплуатация флота и др. Кроме того осуществляется независимое тестирование по программам проверки компетентности на уровне эксплуатации для допуска на совместное заседание ГЭК и ГКК с целью получения рабочих дипломов. Помимо курсантов и студентов судомеханического факультета на тренажёрах проводятся занятия с курсантами электромеханического факультета и факультета автоматики при изучении ими соответствующих дисциплин.

На компьютерах представлены котельный, дизельные, рефрижераторный тренажеры, а также эмуляторы дизельной энергетической установки с винтом регулируемого шага, отдельных судовых механизмов и систем.

На котельном тренажере производится отработка последовательности действий по вводу в работу выводу котла и его текущей эксплуатации, регулированию по показаниям приборов, определение неисправностей и штатные мероприятия по их устранению.

Аналогичные задачи решаются на дизельных тренажерах.

Один из них – Turbodisel предназначен для решения задач по эксплуатации ГЭУ (программа подготовки бакалавров по направлению 6.070104 Морской и речной транспорт).

Diesel sim – тренажёр по регулированию параметров судового двигателя внутреннего сгорания, предназначен для специалистов, магистров, 2-х и старших механиков специальности 7.100302 "Эксплуатация судовых энергетических установок".

KaMeWa – тренажёр электронной системы управление энергетической установкой с ВРШ.

Refregerating – это новая программа, которая в настоящее время отлаживается, предназначена для обучения и управления всем комплексом реф. установок судна. Особенно востребована при подготовке по специализации 7.100302.01 – Эксплуатация судовых энергетических и холодильных установок.

В отличие от реальных установок тренажеры на первых этапах обучения не ограничивают курсанта во время принятия решения, а ошибки не приводят к катастрофическим последствиям.

Это позволяет последовательно закреплять у курсантов навыки правильной эксплуатации, а впоследствии облегчает им переход к управлению реальными механизмами и установками.

Кроме того, эти тренажёры позволяют в замедленном темпе отрабатывать правила выхода из нештатных ситуаций.

Under Construction

Under Construction

Under Construction